Одной из часто возникающих проблем в автомобиле является неисправность лямбда-зонда. Устройство функционирует в сложных условиях и поэтому может выйти из строя в самый неподходящий момент.
В статье разберем, как проверить лямбда-зонд, чтобы убедиться в его исправности. А также расскажем о принципе работы и причинах поломок.
Датчик кислорода на Вольво
В 1960 г. компания Bosch разработала датчик концентрации кислорода, который должен был сократить количество вредных веществ, выделяемых автомобилями. На Вольво лямбда-зонд впервые был установлен на 244-ую модель.
Современные модели Вольво имеют два зонда. Верхний датчик кислорода находится перед катализатором, нижний сенсор за ним. Конструктивных отличий между устройствами нет, а вот функции – разные:
- верхний лямбда-зонд участвует в управлении двигателем, передавая в ЭБУ нужную информацию;
- нижний – отслеживает качество работы катализатора, оценивая уже очищенный выхлоп.
Разберем подробней, как функционирует устройство.
Принцип работы зонда
Лямбда-зонд представляет собой сенсор с инжекторным впрыском топлива. Он считывает величину кислорода в использованных газах.
Сенсор получает информацию с устройства для замера абсолютного давления на инжекторах в коллекторе и с расходомера воздуха. На основании этих сведений лямбда-зонд дает сигнал электронному блоку двигателя.
С учетом поступивших данных ЭБУ регулирует состав топливно-воздушной смеси для ее полной выработки с помощью дроссельных заслонок.
Если топливо сгорает полностью, концентрация вредных веществ в выхлопных газах будет минимальной, а эффективность работы двигателя – максимальной.
Для снижения опасных веществ в отработанных газах на автомобили устанавливают катализатор. Этот механизм позволяет экономить расход топлива до 15% и выше. Эффективная работа катализатора напрямую зависит от состава топливно-воздушной смеси, а значит – верных показаний лямбда-зонда для блока двигателя.
Как устроен датчик кислорода
Лямбда-зонд состоит из двух электродов. Внешний – металлический с керамическим изолятором – имеет платиновый наконечник. Он рассчитывают содержание кислорода в выхлопных газах. Внутренний электрон сделан из циркония, рассчитан на рабочую температура до 1000℃ и имеет подогреватель.
Датчики кислорода бывают 2 типов:
- Двухточечный – имеет два электрода и считывает содержание кислорода в отработавших газах.
- Широкополосный – такие лямбда-зонды применяют на современных двигателях. Датчик имеет закачивающий и двухточечный керамические элементы и поддерживает постоянное напряжение за счет изменения силы тока, давая более точные показания.
Двухточечное устройство может включать от 1 до 4 проводов, где:
- черный отвечает за сигнал;
- белый, серый или желтый – заземление;
- красный – подогрев.
На моторах с турбодвигателем ставят два циркониевых зонда, в которых:
- черный – сигнал;
- белый провод – подогрев;
- серый – масса.
Цветовая маркировка проводов и разъемов отличается друг от друга в зависимости от фирмы-изготовителя. Маркировка кабелей подогревателя датчика по стандарту одноцветная – обычно это белый цвет. В любом случае провода отличаются от сигнального, который всегда черный.
К широкополосному датчику подходят 5-6 проводов. Такие датчики намного чувствительней и применяются на дизельных двигателях и бензиновых моторах с прямым впрыском.
Как понять, что лямбда-зонд неисправен
Первый признак неисправности лямбда-зонда – возросшее потребление топлива. Вместе с этим могут возникать другие проблемы с двигателем:
- резкое увеличение оборотов;
- нестабильная работа на холостых оборотах;
- «провалы» при нажатии газа.
Также ошибки в работе лямбда-зонда приводят к:
- увеличению токсичных веществ в выхлопных газах;
- появлению значка «Check engine» на приборной панели;
- перегреву катализатора.
Когда электроника теряет связь с датчиком, срабатывает аварийная карта. На панели загорается значок «Check engine», говорящий о проблемах в работе двигателя, которые могут быть связаны с датчиком.
Что сокращает срок службы «лямбды»
Спровоцировать поломку датчика кислорода могут такие факторы, как:
- топливо низкого качества;
- изношенные поршневые кольца;
- залитые антифризом цилиндры;
- сбои системы зажигания;
- попадание на датчик моторного масла и конденсата;
- попадание этилированного топлива в бензобак;
- неправильная установка датчика.
Как проверить исправность лямбда-зонда
Устройство получает и обрабатывает информацию о состоянии выхлопных газов не реже, чем раз в полсекунды. Такая работа характерна для холостого хода. При движении считывание данных происходит ещё быстрее. На основании этих особенностей проверить датчик лямбда-зонда можно такими методами, как:
- снятие осциллограммы;
- проведение диагностики с помощью специального ПО.
В обоих случаях понадобится компьютер и мультиметр. Как проверить работу лямбда-зонда мультиметром? При исправном устройстве напряжение меняется от 0,1 до 0,9 Вольт не реже, чем раз в секунду. Если показания обновляются реже или напряжение меньше – это говорит о проблемах с сенсором.
Еще один способ узнать о состоянии устройства – принудительное изменение состава топливно-воздушной смеси. Для обогащения ТВС брызгаем пропаном во впускной коллектор, исправный датчик отреагирует, показав большее напряжение, чем было до этого. Либо можно снять вакуумную трубку – это обеднит смесь, и мультиметр покажет минимальное напряжение.
Менять и диагностировать датчик кислорода рекомендуется только на проверенных станциях техобслуживания. Специалисты автосервиса RUSVOLVO выполнят диагностику и замену лямбда-зонда на Вольво XC90, XC60, XC40, S90, S80, S40 и других моделях.
Комментарии