Сеть автосервисов Volvo в Москве
Работаем ежедневно с 9 до 21
Сеть автосервисов Volvo в Москве

Как узнать, что лямбда-зонд неисправен

Одной из часто возникающих проблем в автомобиле является неисправность лямбда-зонда. Устройство функционирует в сложных условиях и поэтому может выйти из строя в самый неподходящий момент.

В статье разберем, как проверить лямбда-зонд, чтобы убедиться в его исправности. А также расскажем о принципе работы и причинах поломок.

Лямбда зонд Внешний вид лямбда-зонда

Датчик кислорода на Вольво

В 1960 г. компания Bosch разработала датчик концентрации кислорода, который должен был сократить количество вредных веществ, выделяемых автомобилями. На Вольво лямбда-зонд впервые был установлен на 244-ую модель.

Современные модели Вольво имеют два зонда. Верхний датчик кислорода находится перед катализатором, нижний сенсор за ним. Конструктивных отличий между устройствами нет, а вот функции – разные:

  • верхний лямбда-зонд участвует в управлении двигателем, передавая в ЭБУ нужную информацию;
  • нижний – отслеживает качество работы катализатора, оценивая уже очищенный выхлоп.

Разберем подробней, как функционирует устройство.

Принцип работы зонда

Лямбда-зонд представляет собой сенсор с инжекторным впрыском топлива. Он считывает величину кислорода в использованных газах.

Сенсор получает информацию с устройства для замера абсолютного давления на инжекторах в коллекторе и с расходомера воздуха. На основании этих сведений лямбда-зонд дает сигнал электронному блоку двигателя.

С учетом поступивших данных ЭБУ регулирует состав топливно-воздушной смеси для ее полной выработки с помощью дроссельных заслонок.

Если топливо сгорает полностью, концентрация вредных веществ в выхлопных газах будет минимальной, а эффективность работы двигателя – максимальной.

Для снижения опасных веществ в отработанных газах на автомобили устанавливают катализатор. Этот механизм позволяет экономить расход топлива до 15% и выше. Эффективная работа катализатора напрямую зависит от состава топливно-воздушной смеси, а значит – верных показаний лямбда-зонда для блока двигателя.

Как устроен датчик кислорода

Лямбда-зонд состоит из двух электродов. Внешний – металлический с керамическим изолятором – имеет платиновый наконечник. Он рассчитывают содержание кислорода в выхлопных газах. Внутренний электрон сделан из циркония, рассчитан на рабочую температура до 1000℃ и имеет подогреватель.

 Устройство лямбда-зондаУстройство лямбда-зонда

Датчики кислорода бывают 2 типов:

  • Двухточечный – имеет два электрода и считывает содержание кислорода в отработавших газах.
  • Широкополосный – такие лямбда-зонды применяют на современных двигателях. Датчик имеет закачивающий и двухточечный керамические элементы и поддерживает постоянное напряжение за счет изменения силы тока, давая более точные показания.

Двухточечное устройство может включать от 1 до 4 проводов, где:

  • черный отвечает за сигнал;
  • белый, серый или желтый – заземление;
  • красный – подогрев.

На моторах с турбодвигателем ставят два циркониевых зонда, в которых:

  • черный – сигнал;
  • белый провод – подогрев;
  • серый – масса.
Схема соединения лямбда-зонда с электронным блоком управления двигателяСхема соединения лямбда-зонда с электронным блоком управления двигателя

Цветовая маркировка проводов и разъемов отличается друг от друга в зависимости от фирмы-изготовителя. Маркировка кабелей подогревателя датчика по стандарту одноцветная – обычно это белый цвет. В любом случае провода отличаются от сигнального, который всегда черный.

К широкополосному датчику подходят 5-6 проводов. Такие датчики намного чувствительней и применяются на дизельных двигателях и бензиновых моторах с прямым впрыском.

Как понять, что лямбда-зонд неисправен

Первый признак неисправности лямбда-зонда – возросшее потребление топлива. Вместе с этим могут возникать другие проблемы с двигателем:

  • резкое увеличение оборотов;
  • нестабильная работа на холостых оборотах;
  • «провалы» при нажатии газа.

Также ошибки в работе лямбда-зонда приводят к:

  • увеличению токсичных веществ в выхлопных газах;
  • появлению значка «Check engine» на приборной панели;
  • перегреву катализатора.

Когда электроника теряет связь с датчиком, срабатывает аварийная карта. На панели загорается значок «Check engine», говорящий о проблемах в работе двигателя, которые могут быть связаны с датчиком.

Что сокращает срок службы «лямбды»

Спровоцировать поломку датчика кислорода могут такие факторы, как:

  • топливо низкого качества;
  • изношенные поршневые кольца;
  • залитые антифризом цилиндры;
  • сбои системы зажигания;
  • попадание на датчик моторного масла и конденсата;
  • попадание этилированного топлива в бензобак;
  • неправильная установка датчика.

Как проверить исправность лямбда-зонда

Устройство получает и обрабатывает информацию о состоянии выхлопных газов не реже, чем раз в полсекунды. Такая работа характерна для холостого хода. При движении считывание данных происходит ещё быстрее. На основании этих особенностей проверить датчик лямбда-зонда можно такими методами, как:

  • снятие осциллограммы;
  • проведение диагностики с помощью специального ПО.

В обоих случаях понадобится компьютер и мультиметр. Как проверить работу лямбда-зонда мультиметром? При исправном устройстве напряжение меняется от 0,1 до 0,9 Вольт не реже, чем раз в секунду. Если показания обновляются реже или напряжение меньше – это говорит о проблемах с сенсором.

Еще один способ узнать о состоянии устройства – принудительное изменение состава топливно-воздушной смеси. Для обогащения ТВС брызгаем пропаном во впускной коллектор, исправный датчик отреагирует, показав большее напряжение, чем было до этого. Либо можно снять вакуумную трубку – это обеднит смесь, и мультиметр покажет минимальное напряжение.

Менять и диагностировать датчик кислорода рекомендуется только на проверенных станциях техобслуживания. Специалисты автосервиса RUSVOLVO выполнят диагностику и замену лямбда-зонда на Вольво XC90, XC60, XC40, S90, S80, S40 и других моделях.

+7 (495) 150-16-55