Фаркоп – это тягово-сцепное устройство (ТСУ), предназначенное для сцепления с прицепом и его буксировки автомобильным транспортом. Может использоваться на легковых и грузовых автомобилях, а на внедорожниках часто есть в стандартной комплектации.
Нужен ли фаркоп на машине – каждый автолюбитель решает сам. Однако если вам будет необходимо использовать прицеп, без ТСУ не обойтись.
Разновидности фаркопов
Различают две конфигурации приспособления: американского и европейского типа. В нашей стране более востребован второй вариант, который включает два ключевых компонента: поперечную деталь и шаровой сегмент (крюк). Поперечный элемент соединяется с кузовом или рамой при помощи надежного крепления, а крюк может быть закреплен на балке.
По методу крепления выделяют три типа изделия:
-
Несъемные – традиционная конфигурация, которая сегодня практически не используется. Фиксация производится с помощью сварки, поэтому устройство нельзя быстро открепить от автомобиля. А во многих странах нельзя ездить с ТСУ без прицепа (то есть, должна быть возможность его легкого отсоединения).
-
Съемные приспособления – могут быстро крепиться и отсоединяться. Многие новые внедорожники сразу имеют такой фаркоп в комплекте. Его удобно использовать: когда ТСУ не нужно, можно располагать его в багажнике; при необходимости буксира прицепа устройство можно быстро закрепить на раме.
-
Фланцевые конструкции – это тоже съемные изделия, которые имеют другой способ фиксации крюка: крепится болтовым методом и горизонтальным соединением. Такое соединение более надежное и способно выдерживать нагрузку от тяжелых прицепов (грузоподъемность до 3,5 т).
По варианту шарового соединения все фаркопы классифицируются на несколько типов:
-
А – устройство фиксируется болтами, а для демонтажа нужно использовать ключ. Это самый популярный тип соединения – надежный, простой в использовании, предназначенный для автомобильных прицепов весом до 1,5 т.
-
В – крепление производится горизонтальным методом, фиксация выполняется специальной гайкой.
-
С – вариант с горизонтальным или вертикальным креплением, отличается высокой скоростью демонтажа, простотой исполнения и надежностью.
-
E – ТСУ американского типа. Оснащается демонтируемым шаром, который устанавливается при помощи гайки.
-
F – в конструкции есть металлический шар, который фиксируется парой болтов. Можно крепить устройство в разных положениях, благодаря чему возможно изменение высоты. Обычно используется на внедорожниках.
-
G – конфигурация с металлическим шаром. Фиксация выполняется на фланцевое соединение болтами М12. Есть модели, в которых возможно настраивать высоту. Устройство тоже в основном применяется на внедорожниках.
-
H – несъемное ТСУ, в котором шар закреплен на балке сваркой. Обычно используется на машинах российского производства, отличается простотой и надежностью.
-
V – по виду напоминает варианты «F» и «G», но не может регулироваться по высоте.
-
N – имеет фланцевое крепление. Выполняется в трех исполнениях, с разным расстоянием между отверстиями.
Сегодня востребована и новая конфигурация ТСУ, с шарами BMA. Для чего нужен такой фаркоп? – Его очень просто устанавливать и демонтировать. Есть также модели, которые после установки не будут видны на бампере или раме.
Американский тип ТСУ
Устройство включает не два, а четыре ключевых компонента:
-
Балка или рама из металла, которая фиксируется на кузове или под бампером;
-
«Квадрат» – приемное отверстие, в которое вставляется тягово-сцепное устройство. На деле может быть в виде квадрата или прямоугольника;
-
Кронштейн – располагается на квадрате фиксирующим приспособлением или методом создания сварного шва;
-
Крепеж для шара – устанавливается на кронштейне. Сам шар съемный, для него используется специальная гайка.
Плюсы американских фаркопов: возможность регулировки высоты и применения шаров разного диаметра.
Законодательные моменты
Любая установка фаркопа – это изменение конструкции транспортного средства. В законе есть ряд изменений, которые можно проводить без согласования (регистрации) в ГИБДД, в том числе, выполнять крепление ТСУ. Но есть одно «но»: машина должна подразумевать размещение такого устройства.
При использовании фаркопа при себе нужно иметь сертификат на изделие, который выдается при его покупке, а также документ от сервиса, где проводился монтаж (установку нужно выполнять только в специализированных центрах).
Если вы купили авто, на котором уже есть ТСУ, то получить сертификат можно в автоцентре после диагностики транспортного средства.
Если машина не имеет заводскую возможность использования фаркопа, нужно выполнить такие действия:
-
Купить устройство с сертификатом;
-
Установить его в специализированном сервисе;
-
Провести экспертизу в ГИБДД;
-
Занести данные об изменениях в конструкции в технический талон и ПТС.
Какой фаркоп выбрать?
Фаркоп – это действительно нужный элемент в машине, если планируется соединение с прицепом. Подбор ТСУ выполняется с учетом марки транспортного средства, типа и грузоподъемности прицепа, вида розетки для подключения и других факторов. Для покупки правильного устройства лучше спросить рекомендации у специалистов в нескольких магазинах. И важно, чтобы в магазине предоставляли сертификат на изделие.
Комментарии