В 2023-2024 годах автоинспекторы начали штрафовать водителей за езду на неподходящей сезону резине. Какие шины подходят для сезона, а какие – нет, сотрудники ГАИ определяют по маркировке. По статье 12.5 КоАП штраф составляет 500 рублей. Дополнительно нарушители обязаны выполнить замену летней резины на зимнюю или – наоборот.
Когда менять резину автомобиле, чтобы не нарваться на штраф, покрышки с какой маркировкой в какое время года использовать, как определить степень износа и делать ли развал после замены, рассмотрим в статье.
Зачем менять резину
Зимние шины необходимы для лучшего сцепления колес с дорожным покрытием. При низких температурах образовывается наледь и применение покрышек, подходящих для таких условий, обязательно. Без должного сцепления автомобиль теряет управляемость, что становится причиной ДТП.
Но зачем выполнять замену зимней резины на летнюю? Почему нельзя оставить покрышки, на которых ездили зимой?
Все дело в особом составе резины: летние варианты более твердые и устойчивые к высоким температурам, зимние – мягче и эластичней в холоде, но слишком “липучие” в тепле, что повышает их износ.
Маркировка шин и сезонность
В Перечне неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств закреплено, что езда на летних шинах в зимнее время и, наоборот, нарушает требования к безопасности при управлении автомобилем. Однако, единых конкретных дат замены резины в России не установлено из-за разной продолжительности сезонов в регионах.
Пункт 5.5 Приложения 8 технического регламента определяет, что летом нельзя использовать шипованную резину. То есть остальные виды покрышек в теплый сезон использовать можно.
В холодные месяцы можно использовать только зимнюю резину (шипованную или без шипов) с маркировкой «М+S», «M&S» или «M S». Также согласно правилам пункта 5.6.3 вышеназванного приложения запрещено ездить на транспортных средствах категорий M1 (легковые) и N1 (грузовые), если износ протектора более 4 мм.
Периоды эксплуатации летней или зимней резины могут изменяться на региональном уровне в сторону увеличения, то есть устанавливать обязательное применение того или иного вида покрышек не 3 месяца в году, а 4-5 – с учетом погодных условий.
Если брать средние показатели, то:
- Летняя резина может применяться с марта по ноябрь;
- Зимняя резина с шипами – с сентября по май;
- Всесезонная резина подходит для эксплуатации круглый год.
Как определить износ покрышек
Если по внешним признакам легко понять, что шины приходят в негодность, то определить степень износа сложнее. Для этого требуется учитывать стандарты по глубине протектора для разных типов транспортных средств.
Нормы остаточной глубины рисунка протектора (если нет индикатора износа) следующие:
- Для ТС категории L – не более 0,8 мм;
- Для ТС категорий N2, N3, O3, O4 – не более 1 мм;
- Для ТС категорий M1, N1, O1, O2 – не более 1,6 мм;
- Для ТС категорий M2, M3 – не более 2 мм.
У зимних покрышек, предназначенных для заснеженных и обледеневших дорог, со знаком в виде трех горных вершин и снежинкой внутри и для резины с маркировками «M+S», «M&S», «M S» при отсутствии индикатора износа остаточная глубина должна быть не более 4 мм.
Но в регламенте не делается разницы между покрышками для лета и зимы, поэтому нет сроков или пробега, по которым можно было бы ориентироваться в необходимости замены резины на автомобиле.
Индикатор и виды износа шин
Некоторые покрышки имеют специальные отметки, помогающие оценить минимально возможную глубину протектора и степень износа шин на момент проверки. Однако при изучении индикаторов нужно учитывать, что рисунок может стираться неравномерно.
В зависимости от условий эксплуатации покрышек существуют разные виды износа резины:
- Нормальный – равномерный износ со всех сторон говорит о том, что резина хранилась в правильных условиях, а машина не перегружалась при использовании.
- Центральный – точка контакта сместилась в центр, и там протектор стерся сильнее. Результат перекачаности резины после очередной замены.
- Двусторонний – в середине протектор целее, чем по бокам. Это следствие того, что давление в покрышках было низким, и при езде колеса больше опирались на наружные ребра жесткости.
- Односторонний – один край резины изношен больше. Причина – в поврежденных дисках или некорректной геометрии осей.
- Пятнистый – стертые места разбросаны по шине. Такой вид износа появляется из-за неправильной балансировки колес после замены резины, реже – проблем с амортизаторами или рычагами.
- Пилообразный – зацепы на блочном протекторе стерты через один, что связано с ездой по неровным поверхностям.
- Неравномерный износ резины на одной оси встречается, если шины из разных партий. Нужно посмотреть на даты их производства. Если покрышки одной партии, причина – в неправильном схождении колес.
Как часто менять шины на новые?
Замена резины на машине требуется, когда износ протектора превышает вышеназванные нормы. Комплект зимних покрышек в среднем может эксплуатироваться 6 сезонов или до момента образования на сильных трещин. Если в шинах были проколы, то их нельзя использовать больше двух сезонов.
Долговечность изделий зависит от производителя. Европейские модели сохраняют эффективность примерно 60 000 км пробега, российские и китайские – 40 000 км.
Чтобы резина служила дольше, после каждой замены и в профилактических целях при подозрении на неправильную балансировку колес обязательно делать развал-схождение.
Качественный сход-развал выполняют специалисты сервиса RUSVOLVO. На все работы предоставляется гарантия.
Комментарии