Масло в автоматической коробке передач выполняет две функции: снижает трение между деталями и отводит от них тепло, что обеспечивает долговечность трансмиссии. При протекании смазочного материала, жидкости в системе становится недостаточно, отчего элементы трансмиссии начинают изнашиваться быстрее. Поэтому при обнаружении течи необходимо сразу устранять ее.
Течь масла из АКПП. Причины
В основном масло из АКПП вытекает по следующим причинам:
-
Истирание и деформация резиновых элементов (сальников и прокладок);
-
Выработка ресурса валов коробки в точках крепления сальников, возникновение люфтов;
-
Высыхание герметика между АКПП и картером;
-
Ослабление креплений;
-
Неправильная установка сальника, прокладки, контрольного щупа, пробки слива и.т.д.
-
Забит сапун, из-за чего масло выдавливается наружу;
-
Повреждение корпуса АКПП, масляного насоса или гидротрансформатора.
Понять, что течет масло из коробки передач (то есть, трансмиссионная жидкость), на начальной стадии возможно только путем периодической оценки уровня масла на щупе (если он есть). Образуемые под днищем лужи обычно почти незаметны, напоминают простую грязь, следы от моторного масла или жидкости для гидроусилителя. Хотя на лужицы обращать внимание тоже нужно. Важно делать акцент на вязкости и цвете состава: трансмиссионное масло более светлое и плотное по структуре, чем жидкость для мотора.
Если под днищем возникла большая лужа, эксплуатировать авто дальше нельзя. Требуется диагностика машины и АКПП в автосервисе. Отдельно нужно сказать про повреждение корпуса радиатора охлаждения или наружных патрубков АКПП – при таких неисправностях трансмиссионная жидкость вытекает в больших количествах и сразу заметна.
Как устранить течь?
Все зависит от типа поломки. Например, если жидкость вытекает из стыка коробки, требуется демонтаж и разбор коробки. Если течь масла из сальника АКПП, поверхности в месте установки сальника очищаются и обезжириваются. Затем демонтируется старый сальник и устанавливается новый.
Если утечка возникла от истирания и уменьшения диаметра валов в местах соприкосновения с сальником, нужно заменить сальник, запрессовав его не до конца. Это нужно, чтобы создалось необходимое уплотнение (сальник будет взаимодействовать не с изношенной частью вала, а с сегментами, которые имеют нормальный диаметр). Но по хорошему в итоге нужно ремонтировать АКПП.
На машинах с коробкой «автомат» обычно предусмотрен охлаждающий контур для трансмиссионной жидкости. Масло сначала проходит через него, а потом направляется в коробку. Под действием химикатов с дороги штуцера радиатора и подводящие масло патрубки повреждаются, способствуя образованию течи. Для починки нужно заменить радиатор и патрубки, или прикрепить к радиатору новые штуцера.
Если масло вытекает из АКПП нового авто, причина обычно в деформации (браке) картера или задней крышки коробки. Тогда элементы нужно заменить.
Если течь возникла из-за трещины в корпусе АКПП, поломка обычно сразу заметна, так как вытекает много жидкости. Требуется дефектовка агрегата, корпус коробки меняется целиком или заменяются отдельные его компоненты. Возможна и установка новой коробки передач.
Течь масла между АКПП и двигателем
Если масло начинает вытекать между силовым агрегатом и коробкой передач, неисправность может быть как в одном из узлов, так и в обоих сразу. Для проверки требуется выполнить диагностику автомобиля. Проблема может проявляться как на бензиновых, так и на дизельных авто.
Чтобы понять, откуда вытекает смазка, нужно оценить цвет и густоту жидкости. Масло для двигателя более текучее и с рыжеватым оттенком у бензиновых двигателей и черного цвета у дизельных моторов. Жидкость для АКПП обычно более густая, может обладать красным отливом (если это состав ATF) и отличается характерным запахом, а на лужице быстро скапливается пыль.
Есть и другой метод: чтобы различить моторное и трансмиссионное масло, нужно вытекающий состав залить в емкость с водой. Смазка для двигателя свернется и погрузится на дно, а масло для АКПП расплывется сверху.
Если течь возникла после залива в АКПП смазки малой вязкости, хотя раньше использовался густой состав, необходимо залить в коробку подходящее масло.
Как исключить течь масла из АКПП?
Чтобы коробка передач служила долго и бесперебойно, важно проводить своевременное техобслуживание автомобиля и менять расходные материалы (в том числе трансмиссионное масло). Также для защиты от утечки масла из АКПП можно:
-
Прогревать коробку передач при отрицательных температурах, чтобы масло разогревалось и не было слишком вязким. При непрогретой КПП сальники могут повредиться из-за сильного давления в системе, что приведет к утечке масла. Давление повышается, так как насосу требуется больше усилий, чтобы подавать загустевшее масло.
-
Периодически проверять уровень масла в АКПП. Если в системе слишком много или слишком мало трансмиссионной жидкости, она начнет пениться, снижая продуктивность масляного насоса, засоряя гидравлический блок и деформируя фрикционы.
-
Эксплуатировать авто в нормальном режиме. При активном стиле вождения, постоянных пробуксовках и других нагрузках АКПП и ее элементы изнашиваются быстрее, что может также привести и к утечке масла.
Обратите внимание! Если масло капает из АКПП на машине с большим пробегом, возможно, необходим капитальный ремонт трансмиссии из-за естественного износа ее компонентов.
Масло может вытекать из АКПП по разным причинам, от которых зависит скорость вытекания и степень повреждений. В любом случае, при обнаружении неполадки рекомендуется сразу обратиться в сервисный центр для диагностики и ремонта.
Комментарии