Рулевые рейки в автомобилях – значимая деталь, силовой узел, в системе управления. С помощью этого механизма усилие, прилагаемое водителем при поворотах руля, передается колесам, благодаря чему они поворачиваются в нужную сторону под нужным углом.
Изначально на старых автомобилях это действие выполнялось с помощью рейки-трапеции, которая представляла собой механическое устройство, лишенное дополнительных деталей, облегчающих повороты руля.
Позже для улучшения управляемости и для повышения комфорта вождения стали устанавливать гидравлические, гидроэлектрические и электрические усилители руля.
Общее устройство рулевой рейки
Устройство системы управления автомобилем включает в себя несколько основных деталей:
- Руль или рулевое колесо – устройство, которое находится в салоне и с помощью которого водитель может задавать направление автомобилю.
- Рулевой вал – металлический элемент, соединяющий руль и рулевую колонку.
- Рулевая рейка – силовой узел для передачи усилия водителя.
- Рулевые тяги – механизмы, устанавливаемые на колеса, которые осуществляют контроль угла поворота колес.
- Рулевой наконечник – соединительный элемент, который прикручен к рулевой тяге и к поворотному кулаку.
- Пыльник – элемент, защищающий конструкцию от попадания грязи и пыли.
Между тем, сама рулевая рейка представляет довольно сложный механизм, внутри которого есть:
- Шестерня – деталь между валом и рейкой.
- Металлический шток – который и передает усилие другим деталям.
- Распределитель – перераспределяет давление на поршни.
- Сальники – для сохранения герметичности системы.
- Поршни – передают энергию на тяги для осуществления движения.
- Опорная втулка – соединяет рейку и рулевые тяги.
Разница между гидравлическими и электрическими рулевыми рейками
Гидравливлическая рулевая рейка не сильно отличается от классической механической. По сути это то же устройство, только дополненное гидроусилителем, который делает руль более поворотливым и послушным в руках водителя.
В случаях применения гидроусилителя в конструкцию рейки добавляются некоторые детали:
- насос гидроусилителя, создающий давление в системе;
- камеры с жидкостью, в которые поступает давление от насоса, придавая движение цилиндра в одну или другую сторону.
Электрические рулевые рейки имеют несколько датчиков (поворота руля, скорости и оборотов коленвала), электронный блок управления и электромотор. Действие ЭУР происходит, когда датчики передают информацию в ЭБУ, которой затем отдает сигнал на привод мотора.
Таким образом, гидравлические и электрические рейки – это совершенно разные системы, которые значительно отличаются устройством, стоимостью и требованиями к обслуживанию.
Какие рулевые рейки устанавливают на Вольво
На автомобилях шведского бренда можно встретить разные варианты рулевых реек. Главным образом, системы управления различаются в зависимости от платформы и года выпуска автомобиля:
- P2 платформа имеет гидроусилитель руля. Основные компоненты: насос, бачок для жидкости и гидравлическая рейка.
- P3 платформа снабжается гидравлической или электрогидравлической рейками. В электрогидравлической системе нет связи с коленвалом, давление создается с помощью электронасоса, установленного на рулевом валу.
- SPA платформа включает в себя электрическую рейку. В такой конструкции нет гидравлической жидкости, все действия происходят за счет электронных устройств.
Рулевые рейки: неисправности и их причины
В ходе эксплуатации автомобиля могут возникнуть разные дефекты в работе рулевой рейки. Основные неисправности устройства можно распознать по следующим признакам:
- Тяжелый поворот руля. Если приходится прикладывать определенные усилия для того, чтобы провернуть руль в одну или другую сторону, это сигнализирует о проблемах в работе рейки. Причиной может послужить выход из строя усилителя (попадание в систему воздуха, поломка электродвигателя или насоса ГУР).
- Стук при движении авто. Такая проблема может говорить о неисправности внутренних деталей рейки ввиду естестественного износа.
- Гул из под капота, скрежет при поворачивании руля и езде. Нехарактерные звуки могут говорить о плохом натяжении приводного ремня, коррозии металлических элементов рейки и нехватки жидкости в системе.
- Заклинивание руля. Причиной проблемы могут послужить неполадки в разных местах системы управления: от ГУРа до элементов внутри рулевой рейки.
- Большой расход гидравлической жидкости (для ГУР). Подобная неисправность вызвана нарушением герметичности системы.
Гидравлические рейки чаще всего ломаются из-за нехватки или плохого качества масла в системе, а также в результате механических повреждений и потери герметичности.
Электрические рейки могут выходить из строя из-за проблем в блоке управления, перегорания предохранителей, неисправностей в проводке.
Обслуживание рулевых реек
Для качественной работы рулевой рейки необходимо производить ее своевременное обслуживание.
ТО устройства включает замену отработанного масла (если установлен гидроусилитель), дефектовку деталей системы, замену пыльников при необходимости.
Если возникает неприятный звук, скрежет из под капота со стороны рейки и какие-либо проблемы, влияющие на управление транспортным средством (заклинивание руля, тяжелое проворачивание), необходимо как можно скорее обратиться в сервисный центр, найти причину и устранить проблему.
При обслуживании, замене или ремонте рулевой рейки Вольво следует обращаться в специализированные мастерские. RUSVOLVO – сервисный центр, который уже много лет работает с автомобилями шведского бренда и имеет в штате квалифицированных механиков и автоэлектриков, которые знают все нюансы моделей Вольво. Доверяя свое авто профессионалам, вы получаете качественное обслуживание и гарантию на всю работу - 1 год.
Комментарии