Сеть автосервисов Volvo в Москве
Работаем ежедневно с 9 до 21
Сеть автосервисов Volvo в Москве

Турбина двигателя: зачем нужна, и как ее обслуживать

Турбина автомобиля представляет собой важный механизм, повышающий мощность двигателя без увеличения его объема.

В Вольво турбонаддув двигателя используется на всех современных моделях: XC90, XC60, S90 и другие. Турбированными моторами оснащены как бензиновые, так и дизельные машины шведского бренда.

Далее рассмотрим, что такое турбина, из каких элементов она состоит, при каких поломках может потребоваться ее замена, как правильно обслуживать и проверить турбину на двигателе, чтобы увеличить срок службы.

Что такое турбина

Это одно из ключевых устройств, используемых в системе наддува двигателя. Работа турбины двигателя осуществляется на принципе вихревой энергии: отработанные выхлопные газы, выходящие из силового агрегата, поступают в устройство и передают ему свою кинетическую энергию.

Принцип работы турбины
Принцип работы турбины

Так лопасти детали начинают вращаться с высокой скоростью. С помощью оси, связанной с компрессором, турбина подает воздух под давлением обратно во впускную систему двигателя. Таким образом увеличивается объем воздуха, который смешивается с топливом, что повышает производительность и мощность мотора.

Из каких элементов состоит турбина

Устройство имеет следующие компоненты:

  1. Корпус. Металлическая оболочка, в которой находятся все внутренние компоненты турбонаддува.
  2. Ротор. Вращающийся элемент, состоящий из рабочих лопаток, который получает энергию от газов и передает ее компрессору.
  3. Компрессор. Связанный с ротором элемент, который сжимает воздух и отправляет его обратно во впускную систему двигателя.
  4. Вал. Ось, которая связывает ротор с компрессором.
  5. Подшипники. Элементы, которые находятся между валом и корпусом, и уменьшают износ вала.
  6. Электронный блок управления. Это устройство встречается в турбинах с электронным управлением сброса лишних газов во впускной коллектор. На механических турбинах это действие выполняют клапаны, которые открываются и закрываются для сброса газов.

Чем отличаются турбины на бензиновых и дизельных моторах

Внешне “улитку” для бензина и для дизеля различить сложно. Главные отличия кроются во внутренней конструкции и материалах, из которых изготавливают детали.

Турбина дизельного двигателя работает при температурах не более 850 градусов. Бензиновые компрессоры должны выдерживать около 1000 градусов, отсюда и более жаропрочные сплавы, применяемые для деталей. А вот давление в дизельных турбонаддувах примерно в 3 раза больше, чем в турбинах бензиновых двигателей.

Агрегаты для бензина достигают пиковой мощности на самых высоких оборотах. Дизельные устройства уже при средних оборотах показывают максимальные результаты.

Подобные отличия влияют и на обслуживание наддувов: применяются разные масла и смазки.

Почему турбина выходит из строя

Турбонаддув как автокомпонент, работающий в условиях высоких температур, больших скоростей вращения крыльчатки и давления, подвержен повышенному износу. Вот некоторые распространенные проблемы, которые могут стать причиной неисправности турбины двигателя:

Износ турбины XC90
Износ турбины XC90
  • Перегрев. Слишком высокая температура двигателя негативно влияет на состояние устройства, так как масло в турбине становится слишком жидким и не может эффективно смазывать элементы.
  • Износ лопаток. Постоянные колебания и высокие температуры могут привести к повреждениям лопаток турбины, которые вращаются с большой скоростью и испытывают большие нагрузки.
  • Попадание посторонних материалов. Вход воздуха турбины должен быть хорошо защищен, чтобы избежать попадания посторонних материалов, которые могут повредить лопатки или внутренние компоненты турбины. Мелкие частицы песка, грязи или воды при попадании в масло могут привести к серьезным дефектам деталей.
  • Старое масло или низкий уровень жидкости. Отработанное масло содержит частицы нагара, которые оседают на вращающихся элементах, сокращая срок их службы. Недостаточное количество масла создает дефицит смазки для деталей и приводит к поломкам.
  • Образование нагара. Некачественное топливо или неправильная работа двигателя могут привести к образованию нагара в турбонаддуве, что отрицательно сказывается на его эффективности.
  • Выход из строя электронного блока управления. Устройство может сломаться в основном по двум причинам: выход из строя моторчика и неисправности в электронной плате.

Признаки неполадок с турбиной

Неисправности турбины двигателя могут проявляться различными способами. Вот некоторые общие признаки, которые могут указывать на проблемы в работе устройства:

  • Ухудшение производительности. Снижение мощности и ускорения двигателя, а также ухудшение общей производительности могут указывать на проблемы с турбиной.
  • Повышенный расход топлива. Если двигатель стал потреблять больше топлива при том же режиме работы, это может свидетельствовать о снижении эффективности турбины.
  • Шумы и вибрации. Необычные шумы (свист, скрежет, стуки) или усиленные вибрации – признак износа подшипников, аэродинамических повреждений и т.д.
  • Дым. Черный или синий дым из выпускной системы может например указывать на утечку масла в силовую камеру.
  • Задержка ответа на нажатую педаль газа. Если при нажатии на педаль акселератора наблюдается задержка в реакции двигателя (турболаг), это может быть “звоночком” о проблемах с турбонаддувом или связанными компонентами.
  • Повышенный уровень давления масла. Если масло турбины двигателя становится более горячим, а его давление увеличивается – стоит проверить состояние устройства.
  • Появление ошибок на приборной панели. Современные автомобили оборудованы системами диагностики турбины двигателя, которые могут обнаруживать проблемы и выдавать соответствующие ошибки на приборной панели.
  • Запах масла. Если чувствуется подгоревшее масло в салоне или рядом с автомобилем – причиной может быть утечка жидкости из турбины.
  • Утечки. Следы технических жидкостей в районе турбины могут говорить о дефектах в системе турбонаддува.

Важно отметить, что эти признаки могут пересекаться и указывать сразу на несколько возможных проблем. В случае подозрения на неисправность рекомендуется обратиться к специалистам для проведения диагностики и ремонта турбины двигателя.

Как обслуживать турбину

Чтобы продлить срок службы турбины, следует регулярно проходить техническое обслуживание двигателя и выполнять рекомендации производителя по замене масла, фильтров и других расходных материалов. При наличии признаков неисправности нужно немедленно обращаться к специалистам, чтобы маленькая проблема не обернулась полной заменой турбины.

Турбина в дизельном двигателе D5224T
Турбина в дизельном двигателе D5224T

Для продления срока жизни турбины двигателя, выполняйте профилактические действия:

  1. Своевременно меняйте масло и фильтры. Регулярная замена масла и фильтров, как и использование специального масла для двигателя с турбонаддувом поможет предотвратить преждевременный износ.
  2. Следите за уровнем жидкостей, чтобы убедиться, что устройство получает достаточное количество смазочного вещества.
  3. Не допускайте перегрева. Отслеживайте температуру двигателя и работоспособность системы охлаждения.
  4. Прогревайте двигатель перед началом движения. После запуска мотора дайте ему время на прогрев, особенно в осенне-зимний период, когда температура воздуха ниже нуля.
  5. Используйте только качественное топливо. Это поможет избежать образования нагара и загрязнения турбины.

В специализированном сервисе RUSVOLVO вы можете выполнить диагностику турбины двигателя Вольво на аккредитованном оборудовании, провести необходимое ТО и замену масла. Если турбина вышла из строя – наши мастера профессионально выполнят ее замену.

+7 (495) 150-16-55