Патрубок системы охлаждения – отрезок трубы или шланга, необходимый для передачи жидкости (антифриза или тосола) в системе охлаждения.
Различают два типа патрубков: подающие нагретую жидкость в радиатор и отводящие уже охлажденный состав дальше по контуру.
Так как температура, при которой работают два вида патрубков, разная, изнашиваются они тоже неравномерно (шланг, подающий горячую жидкость, выходит из строя быстрее).
Признаки неисправности патрубка
Обычно первым, что указывает на дефект, становятся мокрые следы под днищем авто, которые говорят о вытекающей жидкости.
Также на приборной панели замигает или загорится красный индикатор, который активируется при низком уровне антифриза в бачке.
Если датчик поврежден, двигатель без нормального охлаждения начнет быстро нагреваться, и может выйти из строя.
Иногда в салоне начинает ощущаться запах охлаждающего состава. Это значит, что шланг поврежден не под капотом, а под передней панелью или около перегородки между салоном и мотором.
Опытные автовладельцы рекомендуют периодически проверять уровень охлаждающей жидкости в бачке, осматривать шланги и при необходимости сразу выполнять их замену.
Чтобы локализовать утечку в системе, сначала нужно осмотреть бачок, нет ли в нем течи. Затем оценивается состояние радиатора, места подключения патрубка охлаждения двигателя (возможно, нарушена герметичность соединений). Если течи нигде нет, нужно осмотреть патрубки по всей плоскости. Проверяются и хомуты в точках крепления, от вибрации мотора они могут разболтаться и ослабить крепление патрубка.
Поиск утечки
Чтобы найти утечку:
- Осмотрите места соединения шлангов с радиатором;
- Оцените герметичность соединений в системе охлаждения;
- Оцените состояние зажимов – при их ослаблении нужно затянуть элементы.
Важно: если масло ДВС визуально начало пениться при проверке масла на щупе, значит, охлаждающая жидкость поступила через поврежденные патрубки в систему смазки. В таком случае нужно сразу обратиться на станцию техобслуживания.
Если вы считаете, что утечка жидкости происходит в районе ДВС, но не можете найти место, сделайте такие шаги:
- Запустите силовой агрегат в холодную погоду и откройте капот;
- При отрицательных температурах крепежи ослаблены (после нагрева мотора они начинают расширяться), поэтому визуальный поиск утечек в таком состоянии упрощается;
- Если имеются повреждения соединительной втулки или шланга, нужно сразу их заменить;
- Если утечка есть, но непонятно, какой именно вытекает состав, оставьте на полчаса бумажный листок под машиной при запущенном моторе. Затем по цвету, запаху и уровню вязкости можно будет определить, что за жидкость вытекает.
Последствия повреждений патрубка
Неисправный патрубок может привести к различным последствиям:
-
При износе патрубка в систему начинает поступать теплый воздух, который воздействует на элементы двигателя, может привести к его перегреву и поломке.
-
При трещине в патрубке в систему могут поступать инородные частицы, которые могут привести к повреждению компонентов системы охлаждения.
И конечно, при поврежденном патрубке охлаждающая жидкость будет постоянно вытекать из системы, а под машиной будут появляться масляные пятна.
Если система охлаждения не герметична, возникают такие последствия:
- Двигатель начинает перегреваться;
- На блоках цилиндров образуются трещины и другие повреждение;
- Части поршней могут расплавиться от перегрева;
- При сильных дефектах возможно полное отсоединение поршня, который затем может повредить стенку блока цилиндров.
Этапы замены патрубка охлаждения
Установка нового шланга выполняется в такой последовательности:
- Сначала нужно слить из системы охлаждающую жидкость. Если сливать в чистый резервуар, затем ее можно будет залить обратно.
- Далее производится смачивание хомутов маловязким составом для удаления следов ржавчины.
- Начинать демонтаж патрубков необходимо только при полном остывании системы. Снимать нужно сначала с горловины: хомут ослабляется и убирается в свободную сторону (один конец, затем другой).
- После этого можно устанавливать новый шланг. Один его конец нужно натянуть на горловину. При выполнении этой процедуры важно, чтобы кромки патрубка оставались ровными, не имели перекосов, не перегибались.
- Далее хомуты затягиваются отверткой.
- Затем можно снова залить в систему рабочий состав.
Для оценки качества установки нужно завести автомобиль и посмотреть, нет ли где утечек.
После замены патрубка системы охлаждения нужно прогреть машину до включения вентилятора, дать машине остыть и долить до уровня охлаждающую жидкость.
Комментарии